Есть в работе нашей «скорой» еще одна проблема – скорость доставки. Как известно, губернатор требует, чтобы «скорая» приезжала на вызов в течение 10 минут и, в случае необходимости, немедленно доставляла больного в больницу. А у нас есть случаи, когда все происходит, как в анекдоте. Анекдот следующий: водитель, много лет проработавший на маршрутке, устроился на «скорую». Едут они на вызов, врач и медсестра поднимаются в квартиру. Через несколько минут заносят больного в «скорую», врач кричит водителю – поехали быстрее, мы теряем больного! А водитель в ответ – нет, никуда не поеду, пока полный салон пассажиров не наберется! Нечто похожее довелось на днях наблюдать в Днепродзержинске на Левом берегу: полуторалетнего ребенка с подозрением на пневмонию забрали в «скорую», после чего еще 2 часа (!!!) возили по Левобережью вместо того, чтобы немедленно доставить в детскую больницу, что по Аношкина! Оказывается, одной машиной собирали еще кучу больных по Левому берегу! Ну просто как в анекдоте – «пока полный салон не наберется»! Не думаю, что губернатор, требуя оперативности в работе «скорой помощи», заодно потребовал и «полных салонов». /КСТАТИ/
В то время как губернатор области гордится принципом экстерриториальности, достигнутом с помощью медреформы, жители сел в недоумении от нововведений. Александр Вилкул уверяет, что до каждого жителя области скорая доезжает за 20 минут.
Реформированная и обновленная служба скорой помощи – предмет особой гордости чиновников. С 1 января 2012 года в Днепропетровской области действует Единая для всего региона система работы скорой помощи, которая предусматривает принцип экстерриториальности. Это означает, что на вызов приезжает «скорая» из ближайшего пункта базирования независимо от местонахождения пациента (ранее, например, «скорая» из Днепропетровского района не могла выехать на вызов в Магдалиновский район).
«Следующим шагом станет создание единой областной Центральной диспетчерской службы, которая повысит оперативность приезда скорой помощи на вызов пациента», – сказал председатель Днепропетровской облгосадминистрации Александр Вилкул.
По заданию губернатора в 2011 году создано 13 новых бригад скорой медицинской помощи и открыто 40 дополнительных пунктов базирования скорой медицинской помощи. Все автомобили «скорой» оборудованы GPS-навигаторами, в отделениях скорой медицинской помощи установлены архиваторы языка и введены круглосуточные посты диспетчеров. В 2012 году предусмотрено приобретение еще 90 автомобилей скорой помощи марок «Peugeot» и «Ford». Из них первые 13 автомобилей уже прибыли в область и после оформления документов будут переданы Центрам скорой медицинской помощи.
Жители села Николаевка и десятка окружающих поселков тоже не представляют, как теперь смогут получать качественную медпомощь. В селе закрыли больницу, которую построили люди и отправляют больных за 25 километров в Днепродзержинск, с которым нет прямого автобусного сообщения. Большинство жителей села пенсионеры, больные пожилые люди вынуждены на перекладных добираться в город, уверяет жительница села Галина Шкутова.
«Нам очень неудобно добираться либо за 60 километров в больницу на Клочко в Днепропетровск, либо в Днепродзержинск. Нас заверили в облздраве, что в Днепродзержинске нас примут. Да, сегодня нас могут принять, а завтра нет. Это город и там свое количество больных, а вдруг эпидемия, то палаты будут переполнены, – считает Шкутова. – Мы уже писали письмо президенту, чтобы вернули наш круглосуточный стационар. В 2011 году в ремонт этой больницы вложили свыше 300 тысяч гривен, а теперь ее взяли одним махом и закрыли».
По заверениям представителя общественности Никополя Павла Макарова, в их городе реформа началась с репрессий. За последние месяцы в Никополе уволили 3-х главврачей больниц и закрывают самую новую и хорошо оборудованную больницу.
«В первый же день реформы, 30 декабря у нас уволили 24 человека, – заявил Макаров. – Это не реформа, это репрессии. Мне больно смотреть на то, как обращаются с медиками. Люди хотят работать, приносить пользу обществу, а в итоге их запугивают и не дают нормально работать. Идет не прогресс, а регресс».
Депутаты Днепропетровска и Днепродзержинска уверены, что в их городах сейчас происходит дерибан зданий и земли, которые находились в коммунальной собственности и были приспособлен под лечебные учреждения.
«Днепродзержинский горсовет отдал в пользование области 9 комплексов медицинских учреждений, это имущество на сотни миллионов гривен. Мы даже не получили гарантий, что это имущество будет использовать по определенному назначению, то есть завтра и могут расформировать и продать. Один из этих девяти комплексов – стоматологическая поликлиника в центре города, какое отношение стоматполиклиника имеет к госпитальному округу?» – описывает ситуацию депутат Днепродзержинского горсовета Виталий Куприй.
О том, что делается в Днепропетровских больницах хорошо осведомлен член постоянной депутатской комиссии по здравоохранению днепропетровского горсовета Алексей Салкоч. Депутат осведомлен, что на землю под ликвидированным студенческим стационаром на проспекте Карла Маркса уже есть претенденты, что практически напротив уже ликвидируют комиссию по осмотру водителей. Салкоч обеспокоен судьбой больниц в центре города: на улицах Фучика, Миронова.
Существующие амбулатории в ужасном санитарном состоянии, уверяет депутат. По его словам, в Днепропетровске СЭС постоянно выявляет нарушения, но закрыть амбулатории не может.
Присутствующий на круглом столе общественников заместитель главы облсовета Анатолий Адамский сообщил, что сейчас по всей области проводится аудит амбулаторий. Из 56 амбулаторий уже проверены 37, сейчас проверяют амбулатории Днепропетровска, на очереди Днепродзержинск и Кривой Рог.
«Мной лично был проведен прогон всех центров первичной медицинской помощи. Я приглашал руководителя района, проверяющую группу, представителя облздрава и Павлова. По каждой амбулатории записывали выводы и поручения. Все документы и предложения в управляющий комитет, – рассказывает Адамский. – Мы выявили три основных направления по которым нужно работать: первое – техническое состояние зданий и сооружений, в которых находится «первичка» и полный раздел со «вторичкой». В крайнем случае можно временно сдавать помещения «первички» в аренду «вторичке». Второе – материально-техническое обеспечение и третье – кадровое обеспечение».
А на коллегии в обладминистрации, посвященной медицинским итогам 2011 года чиновники рапортуют, о том, что наша область первая ударными темпами внедряет нововведения в здравоохранении. По заверениям губернатора, в больницах станут лучше кормить (финансирование на питание увеличили в 2-5 раз) и выдавать бесплатные лекарства и расходные материалы (на это из госбюджета выделяют 40 миллионов субвенции). В ближайшее время облздрав должен составить меню для больных и список гарантированно бесплатных для пациентов препаратов и расходных материалов.
Медреформа в Днепрпетровской области привлекает внимание высших государственных чинов. Так отчетную коллегию посетил Президент Национальной академии медицинских наук Украины Андрей Сердюк. Он заверил, что наша область – лучшая из всех областей эксперимента.
«Приятно отметить, что Днепропетровская область называется лучшим регионом среди всех, вошедших в реформу. Кстати, то же самое на очередном совещании по реформированию системы здравоохранения сказал Президент Украины Виктор Янукович», – заявил Сердюк.
В Днепропетровске Сердюк и Вилкул подписали меморандум о взаимном сотрудничестве. Днепропетровская область получила 3214 мест в 28 медицинских институтах Украины, где жителям области будут оказывать бесплатную медицинскую помощь 4-го уровня. По словам Андрея Сердюка, места для больных предоставляются за счет государственного бюджета. Эту помощь смогут получить только жители региона, имеющие направления от главного управления охраны здоровья Днепропетровской области.
Андрей Сердюк также отметил, что согласно исследованиям зарубежных компаний, несмотря на многочисленные замечания, жители Украины весьма позитивно воспринимают проведение медреформы в стране.
«Медреформа необходима, мы не можем жить прошлым – соглашаются общественники. – Но не путем репрессий и гонки стать первыми в эксперименте. Мы бежим впереди планеты всей. Реформа должна приносить пользу людям: медикам и пациентам».